gototopgototop
Сайт про Hi-Fi технику

Главное меню

Анонс

Главная Описание Выбор Hi-Fi аппаратуры для аудиосистемы

Выбор Hi-Fi аппаратуры для аудиосистемы

Впору моей юности, когда Hi-Fi аппаратура стоила почти как квартира, простым смертным приходилось долго довольствоваться по отдельности полным магнитофоном и проигрывателем, прежде чем покупался стереоусилитель с акустическими колонками, к которым все подцеплялось. Такая система жутко фонила выходными транзисторами и силовыми трансформаторами, не говоря о плохо изолированных соединительных кабелях и шипе пленки и дисков. При уровне шума порядка 50 - 60 дБ и при тембрах, поднимавших 100 Гц и 10 000 кГц больше, чем на паспортные 8 дБ, такие усилители и системы превращали тишину в музыку, а музыку в наковальню.

 

Подбор Hi-Fi компонентов для домашней стереосистемы.

 

Мерный шип и гул раннего хай-фая не всегда мешал музыке - бывало, он служил нерегулируемым тонкомпенсатором, делая оригиналы и записи басистее и звонче, глубже и эмоциональнее, в общем - аналоговее, чем вы ожидали. В этих сверхожиданиях крылся весь магнетизм аудио, которого нынешнее поколение аудиоаппаратуры, увы, лишено. Я до сих пор брежу (не я один!) мягкостью, масштабностью и вибрацией бас-гитарных струн на (динамически ущербных!) венгерских дисках "Омеги", шелковистостью флейты на проекте Года Рантгрена "Hello People". Я слушал их на таких вот системах. Недавно с вожделением достал оба первоиздания на виниловых пластинках и поставил на современный хай-фай. Как и думал, флейта теперь оказалась плоской и невыразительной, а омеговская бас-гитара не высовывалась из-за черной материи колонок.

Музыкальный центр Sony MHC-RX 99

Можно понять тех аудиофилов, что не желают "смеясь, расставаться с прошлым", и тех, кто взвешивают каждый рубль перед покупкой - очевидно, нынешний рубль для них весомее нынешнего качества. Мы не воспринимаем доводов, что-де теперешние компонентные аудиосистемы "воспроизводят более линейно", что они не утомляют слух, что во всем виноват "плохой винил", что вообще слух с возрастом деградирует. Буду спорить.

В реальной системе и комнате линейности нет по определению, есть лишь условное выделение динамических нюансов при общей тусклой эмоциональности. Это в конечном итоге докучает похуже, чем "нелинейный" подъем 10 000 Гц на 12 дБ (смотря как поднять!) Солидарен с тем английским звукорежиссером, что оценил стандарты студийной звукозаписи в 1950 - 70-х годах как образцовые даже для нашего времени.

Другой (отечественный) звуковик сетовал, что так называемый "свитенинг" (мастирование для CD) сглаживает различия между музпрограммами, продюсерами, студиями, исполнителями и инструментами - все бухает и цыкает, и даже оперный баритон тянется из среднечастотной области к крайностям. Не ручаюсь за другие жанры, но как коллекционер рока, подтвержу: RIAA-эквализация на старом виниле такого не давала. Что до слуховых ощущений 20 кГц у сорокалетних, так они есть - особенно на музыке, когда тарелки рассыпаются чуть рассыпчатее. Интересно, кстати, провести такие соревнования "слухачей".

Коль скоро мы не зациклены на "линейности", низком уровне шума и цифровой аналитике современного компонентного хай-фая, нам открыта дверь к экономичному методу далекого прошлого. Итак, вы небогаты, либо у вас дача с детьми, либо - "вокмэн". Короче, вы - обладатель портативного аудио или "спального" центра с регулируемым выходом на наушники или лучше - с линейным. Близится тот день, когда вы возненавидите этот аппаратик.

Не надо дарить его соседскому младенцу "на вырост", не надо использовать как подставку под цветочный горшок. Смело рассматривайте его как блок источников для вашей грядущей суперсистемы. Вложитесь в самый важный компонент - усилитель. Пусть он будет очень мощным, ибо ничего лучшего (в том числе, класс А и лампа) не придумано для густоты и эмоциональности середины и верха, ничего лучшего для очеловечивания цифры...

Усилитель Yamaha-892

Полки салона, куда я пришел для проведения своего (кощунственного?) эксперимента, ломились от моноблочных минисистем. Из практики я знал, что и с гнезда наушников можно подать приличный качественный сигнал на вход AUX хорошего усилителя. Но прослушав с десяток аппаратов, я остановился на новейшей пузатой модели Sony MHC-RX 99 с линейным выходом - стало просто интересно, что будет со смачным агрессивным и басовитым звуком "миньки", когда он пройдет через чужой (чуждый?) и аналитичный хай-фай.

В качестве такового я выбрал усилитель Yamaha-892, звук которого в компонентной хай-фай-системе мне хорошо знаком и "окраска" которого по идее близка "сонькиной". Я решил подключить две пары колонок к усилку: основную (speaker А) пару напольных Infinity и параллельную (speaker В) пару собственных "сонькиных" колоночек неизвестной мощности и весьма "толстого" звучания через пять (!) встроенных динамичков. Я захотел прокрутить на этой системе как оригинал, так и его запись...

Бросив   на   меня   уничтожающий взгляд, продавец подключил все, как я просил. После щелчка сетевой клавиши усилителя со встроенного "сонькиного" компакт-проигрывателя полилась музыка. Наизусть знакомый "золотой" JBLовский демодиск Big Fat Snake звучат здесь заметно иначе, чем через компонентный хай-фай. Партии чуть обособились, упорядочились, локализовались и закруглились по краям, сохранив важнейшие нюансы (например, пришепетывание вокалиста, которое теперь точно можно было списать на его глотку).

Я мысленно отделил ведущий вокал от подголосков и подголоски друг от друга - очевидно, так проявляются средне-низкие, так реализуется мощность усилителя и так неплохо сочетается окраска Yamaha - Infinity. Особенно порадовали партии клавиш, которые перестали разлетаться в стороны и собрались в кулачок. Было меньше поводов упрекать "Ямаху" с регулируемым уровнем средних (который фирма называет "лауднесом") в жесткости звучания. Разумеется, сигнал идет в обход всех каскадов, но об-ратные связи в этой конфигурации остаются и влияют, влияют, влияют... Я никогда не верил в тезис об "оптимальном коротком тракте" в системе.

CD проигрыватель Yamaha

Я моментально припомнил то юношеское впечатление от "пропускания" музыки магнитофона (со встроенным усилителем) через более мощный усилитель с колонками. Тогда тоже музыка вырывалась за пределы матерчатой панели колонок. Конечно, центр - насквозь компромиссное создание и никогда не извлечет из носителя столько информации, сколько блочный хай-фай и хай-энд. Вот и здесь заметно урезалась АЧХ (субъективное восприятие закругленности партий), понижался уровень сигнала (громкость "Ямахи" выставлялась на деление повыше, чем от компонентного CD-проигрывателя). Если не на слух, то в цифрах проявлялся уровень шума. Но ведь обладатель центра и так стоит перед компромиссом: выбросить его и свои деньги или использовать худо-бедно.

Запись уступала диску - но не в натуральное и балансе частот, а в их количестве (40 - 13 000 ± 3 дБ), в уровне шума. Может быть, при более широкой полосе воспроизведения я болезненнее бы реагировал на детонацию (0,2% WRMS) и на плохопереносимый Dolby В. Больше всех шипел, конечно, тюнер - но и он выдерживал конкуренцию с компонентом (особенно при подключенной "сонькиной" подзвучке). Тюнер играл тепло, уютно, выпяченно и вновь - с ощущением мощи. В целом звучание аудио системы стояло на шажок ближе к стандарту настоящего (не домашнего) кинотеатра, которое меня влечет в последнее время и от которого я, увы, очень далек.

Возможно, прослушивание в течение часа в недомашней обстановке (хотя я дождался закрытия салона и полной тишины) не столь корректно. Но во-первых, ярчайшие впечатления юности тоже относились к "гостям", во-вторых, боюсь, что для культивации отрицательных впечатлений со временем мне пришлось бы купить "соньку" - а это уже слишком. Немного о типичных колонках мини-центра и об их применении в качестве speaker В в стереосистеме. Их сопротивление обычно мало отличается от основной акустики, и они "оттягивают" на себя ничтожную долю мощности. Поскольку они по образу и подобию суть мониторчики, роль супертвитера для них - самая подходящая (в "сонькиных" колонках было по паре металлических купольных твитеров). Худшее, что они могут - это добавить оловянное в звук системы, но чем больше основная акустика и чем мощнее усилитель, тем мизернее эта угроза.

Не стал бы мастерить линейный выход сам, но если уж у вашей магнитолы нет такого - то это очень просто. Важен принцип: вы меняете свое предубеждение против портативного и миниатюрного класса - и меняется ваша жизнь. Ключ к долгожительству вашей системы - ее гибкость и многофункциональность. Как говорится, нет безвыходных ситуаций. И все же - не делайте ошибок сразу. Если вам решительно не нужна магнитола - то она не нужна вам и в системе. Пока магазинные консультанты делают важное лицо, многие, возможно, практикуют такое подключение дома, не видя в нем особого "бреда". Но скорее всего, они далеки от обобщения этого опыта - мощный усилитель "спасает" подчас безнадежные источники и во всяком случае определяет... диктует качество системы.