gototopgototop
Сайт про Hi-Fi технику

Главное меню

Анонс

Главная Описание Ламповые усилители Musica Nova

Ламповые усилители Musica Nova

Жизнь пронизана обратной связью, как игра "холодно-горячо". Когда каждый шаг корректируется со стороны, и есть возможность постоянно сверять собственные поступки и представления с истиной - это ли не благо? За уверенность ("мудрые товарищи всегда поправят"), правда, приходится платить привкусом беспроигрышной лотереи: пустяк получишь, а что-нибудь серьезней? Мы, конечно, не плутаем в мире звука с завязанными глазами, однако каждый новый комплект - это, если хотите, и новая идея, и ожидание крупного выигрыша. Сегодня - две аудиосистемы. Одна суть классическое сочетание чувствительной акустики с ламповым усилителем (нулевая обратная связь); другая система - результат подхода по "национальному признаку"...

 

Обзор и тест ламповых усилителей Musica Nova.

 

Компания Musica Nova ("родное" написание - MuSiCa NoVa), основанная десять лет назад, занимается только ламповой техникой. Фирменный знак - стилизованное изображение триода и девиз "Начался ренессанс лампы" в данном случае поддерживают гости из Германии: предусилитель Phoenix ($2400) и усилитель мощности Pegasus 50/50 ($2000). Красавцы работают на лампах "Совтек" и питерской "Светланы". Кстати, в линейке аппаратуры кроме "Пегаса" и "Феникса" есть еще тюнер "Пандора", CD-проигрыватель "Прометей", пара вертушек "Пиано" и МС/ММ-фонокорректоры (естественно, тоже на лампах). Все компонеты управляются с обучаемого пульта RC8503, имеющего память на 120 команд.

Ламповый усилитель

Предусилитель Phoenix по-хорошему универсален и может украсить любой аудиокомплекс, но, безусловно, оптимальный вариант - его совместная работа с Pegasus 50/50. Дизайн этой пары гармоничен и роскошен. Чего стоят хромированные или позолоченные (выбирайте!) панели. Конструкция изготовлена по модульному принципу, позволяющему модернизировать предусилитель в любое время, как только у вас появится желание и возможность дополнить "пред" чем-нибудь новеньким от Musica Nova.

Восемь российских ламп мощного Pegasusa (Sovtek 6922, Svetlana 6550C) "светят", "греют" и между прочим выдают по 50 ватт на канал. В чистом классе А "мощник" готов подарить 4- или 8-омной нагрузке в сумме 30 Ватт по вполне уважительной причине - "ультралинейность" и обеспечение гладкого перехода через ноль требуют энергетических жертв... По крайней мере о суперточной работе свидетельствует суперощутимое выделение тепла. Поэтому при размещении аппаратов надо подумать о правильных стендах, обеспечивающих эффективную вентиляцию блоков.

Двадцатикилограммовый "Пегас" перевешивает "корму" громадным трансформатором блока питания (тороидальный "транс" имеет магнитную защиту) и парой выходных трансформаторов отличного качества. К особенностям схемотехнических решений ламповых усилителей Musica Nova следует отнести фирменные функции Soft Start ("мягкий старт" призван продлить срок службы ламп) и Switch-On Current Limiter (гасит импульсные нагрузки при включении). Щадящий разогрев катодов и специальная задержка включения рабочего режима очень полезны в российских условиях.

Учитывая, что наши бытовые электросети редко имеют хорошую "землю", сложнее    оценить плюсы от функции Groundlift, развязывающей корпус аппарата и заземляющую шину сигнальных цепей по переменной (АС) или   постоянной (DC) составляющим. В типичной ситуации достаточно держать переключатель Groundlift в нейтральном положении Open. Несмотря на беспрецедентную идентичность каналов, разработчики сочли необходимым пред-усмотреть возможность точной подстройки стереобаланса в предусилителе.

Два ламповых усилителя

Звучание левого и правого каналов по отдельности регулируется дискретно с шагом 0,5 дБ в диапазоне от +6 дБ до +11,5 дБ. Это может пригодиться, если, например, акустика имеет легкий разбаланс чувствительности или в конкретных условиях субъективно одна акустическая система "играет" громче/тише другой. У нас не было оснований целенаправленно щелкать переключателями: на графике АЧХ усилителя кривые обоих каналов совпадают без какого-либо зазора в широком диапазоне частот. Кстати, обращаем ваше внимание на масштаб вертикальной оси: чтобы увидеть (слово "услышать" здесь даже упоминать неуместно) нюансы характеристики, пришлось воспользоваться "микроскопным увеличением" - вся шкала занимает всего-навсего 1 дБ, а реальный коридор разброса укладывается в ничтожные доли децибела!

Чтобы оценить музыкальные способности педантичных "немцев", мы использовали красу и гордость Kelly Transducers - акустическую систему КТ3 ($1560). Любопытно: акустику Kelly дистрибутирует фирма Musical Fidelity, но в описании даже мельком не упоминается электроника от MF - просто образец деликатности. Модель привлекла нас, в первую очередь, высокой чувствительностью (95 дБ/ 2,83 В/1м), сочетающейся со 120 ваттами входной мощности. Это свойство позволяет беспрепятственно подключать прецизионную ламповую электронику или "боевитые" транзисторные усилители.

Интерес к этой двухполосной системе обусловлен в том числе многообещающими характеристиками (по уровню -6 дБ в ближнем поле граничная частота - 50 Гц; с учетом отражений в условиях помещения Kelly готова погрузиться даже до 25 Гц) и необычной конструкцией акустического оформления. Двойной фазоинвертор с портами на передней и тыловой панелях вкупе с массивным корпусом (30 кг) из двадцати пяти миллиметровых MDF-плит, симметрично поделенный перегородками на три антирезонансных объема, работает на повышение эффективности излучения самых низких басовых нот. Безусловно, не последнее значение при выборе играет и полированная фанеровка корпуса натуральной древесиной, которая создает ощущение роскоши и теплоты домашнего уюта.

Проигрыватель ТЕАС-VRDS-9

Перед музыкальным испытанием системы небольшая дискуссия по выбору источника завершилась в пользу CD-проигрывателя ТЕАС VRDS-9. Для коммутации блоков по аналоговым портам было решено использовать референсную серию кабелей Domino (Mogami) - сделано в Германии. Кстати говоря, кабельная продукция фирмы используется профессионалами звукозаписи из Telarc, одна из пластинок которой послужила в данном случае тестовым материалом при прослушивании комплекта (Telarc Collection-10, 1994, CD-89110, DDD).

Эффектный трек №1 Splicing Hairs (нечто среднее между "прочисткой ушей" и закидыванием чуба) длится около 5 секунд. Двух скользящих ударов по каналам было достаточно, чтобы встряхнуться самим и ощутить готовность аппаратуры. Лихость и мужество отважного Робин Гуда в увертюре к одноименному произведению Камена мы почувствовали сразу, без промедления. Но поскольку речь идет не об искусствоведческих тонкостях или творческой концепции композитора, перейдем, собственно, к оценке звучания. В отличие от эстрады с ее размытыми требованиями к звукорежиссуре, концертная запись симфонического оркестра - та еще задачка...

Недаром спецы из "Теларка" давно пишут классику, они научились делать это правильно. В том числе поэтому Kelly со товарищи чуть ли не с живым, "человеческим" энтузиазмом ухнули по большому барабану, да так, что присутствующие переглянулись. Люди случайные удивились масштабу, сведущие - стали прикидывать нижнюю частоту воспроизведения, соизмерять объем комнаты и габариты системы, диаметры диффузоров и т.п. Подобный результат планировать невозможно, даже когда заранее известны параметры АЧХ, динамические способности акустики и ее конструкция.

В конце концов - все решает, конечно, не один-единственный "бух", но прослушивание самого главного в звуке - Баса. Для усилителя частотный диапазон - не проблема, сравнительно легко ламповые усилители Musica Nova справились и с динамикой. Более важным следует признать удачную связку "акустическая система-ламповый оконечник". Можно было покритиковать систему за чуть большую, чем хотелось бы, направленность звука. Вероятно, эта особенность обязана достаточно большой ширине передней панели акустических колонок и  наличию согласующего рупорочка на купольном твитере. Но если есть возможность выделить достаточное жизненное пространство, чтобы поставить Kelly хотя бы в метре от стен комнаты, то, находясь в фокусе, при прослушивании вам вряд ли придет в голову идея о перенаправленности звука.

Отличный динамизм системы охватывает все богатство живого концертного исполнения: от прямого звука при коротких форте всего оркестра до четко фиксируемого слухом затухающего эха в паузе. В этой связи хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент - ясную детальность и разборчивость голосов на хоровых музыкальных программах. При внимательном прослушивании удавалось различать голоса конкретных исполнителей даже в большом хоре. Чуть-чуть фантазии - и в тембральной толчее многоголосья буквально можно было увидеть каждого хориста на своем "рабочем" месте.